Православная инквизиция
Обновлено 27.10.2014 22:24
Автор: Бывший общинник
06.06.2008 20:00
Православная инквизиция
Имеем мы обычаи свои, завет отцов и преданья вечные,
и вещий сон в тени этих лесов, и шёпот трав весенних в лугах и на полянах,
и шелест наших злаков в бороздах руками русских возделанных,
и гип коней, и топот стад, и грай воздушных птиц – всё наше здесь.
(к/ф "Русь изначальная")
Нам очень хорошо известно о средневековой католической инквизиции – когда по всей Европе ловили ведьм, зверски их пытали, сжигали на кострах; были особые приметы как узнать ведьм и колдунов, особые «способы изгнания бесов» и прочее. Нынче даже музеи есть (весьма кстати популярные) с орудиями средневековых пыток. Пожалуй, об этом мы все знаем со школьных лет. Но вот незадача: о том, что в России была православная инквизиция – об этом умалчивается всегда и везде. Ведь «добровольно» русы приняли веру Христову; крестили Русь – и все дела. Зачем рассказывать о том, как тяжело приживалось христианство на русской почве, как традиции предков вырубались на корню. Однако историю не утаишь, все летописи и описания современников и очевидцев не сожжёшь.
Да, православная церковь не располагала таким замечательным пыточным аппаратом как католическая, однако это не мешало ей применять инквизиционные расправы в борьбе с ересями: допросы, пытки, костры.
Тут сразу же вспоминается одна из главных заповедей христианства: не убий. Да и Христос завещал: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Евангелие от Матфея, 7:1). Что же, не знали средневековые попы этого? Сильно сомневаюсь. Но это служит лишним подтверждением лишь тому, что есть законы для стада, а есть для пастырей.
Что ж, ближе к делу. В своей деятельности церковь в основном опиралась на патриарший суд и на церковные соборы. В древнейшем юридическом памятнике — «Уставе князя Владимира о церковных судах» ведовство, чародейство и волхвование отнесено к числу дел, которые разбирала и судила православная церковь. Начало инквизиции на Руси относят примерно к XI веку. Церковь приговаривала колдунов и ведьм к тяжким наказаниям и смерти.
В летописях сказано, что в 1024 г. в суздальской земле были схвачены волхвы и «лихие бабы» и преданы смерти через сожжение. Их обвинили в том, что они — виновники постигшего суздальскую землю неурожая. В 1071 г. в Новгороде казнили волхвов за публичное порицание христианской веры. Так же поступили и ростовцы в 1091 г. В Новгороде после допросов и пыток сожгли в 1227 г. четырех «волшебников».
Новгородского архиерея Луку Жидяту летописец называет «звероядивым». От жестокости этого епископа, от «заточения и грабления» пострадало много людей. «Сей мучитель, — говорит летописец, — резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал язык, иных распинал и подвергал мучениям». Как свидетельствуют летописи, по приговорам церковных соборов заточали в тюрьму, жгли. К примеру, в 1123 г. по приговору Киевского церковного собора заточили в тюрьму как «злого еретика» какого-то Дмитрия. В 1157 г. тот же церковный собор осудил другого еретика, Мартина. Учение Мартина, направленное против господствующей церкви, привлекло на его сторону, как рассказывает об этом летопись, много простого народа и вызвало широкое общественное движение против православной церкви. По приговору собора Мартин был сожжен.
Владимирский епископ Серапион, живший в XIII веке писал: «И когда вы хотите очистить город от беззаконных людей — я радуюсь этому. Очищайте по примеру пророка и царя Давида в Иерусалиме, который искоренял всех людей, творящих беззакония, — иных убийством, иных заточением, а иных заключением в тюрьму». По примеру своих католических соратников православная инквизиция разработала в XIII в. и методы распознавания ведьм и чародеев огнем, холодной водой, путем взвешивания, протыкания бородавок и т. п. В основном жертвами инквизиторов были женщины: в «Повести временных лет» под летом 6579 сказано:"Больше же всего через жён бесовские волхования бывают, ибо искони бес жену прельстил, она же мужчину, потому и в наши дни много волхвуют женщины чародейством, и отравою, и иными бесовскими кознями".
Во второй половине XIV века последовали казни так называемых стрегольников - они выступали против епископов, их поборов и стяжательства; отрицали некоторые догматы и обряды, связанные со смертью человека, необходимость исповеди и причастия, говорили, что их молитвы неугодны богу и что напрасно жертвовать им земли «на помин души».
В 1490 году в ответ на новгородско-московское антифеодальное движенье был созван церковный собор, который в борьбе с ересями стал руководствоваться Кормчей книгой, являвшейся переводом византийского Номоканона (свод правил византийских императоров, касающихся церкви и церковных дел). В главах 31-33 «градского» закона, вошедшего в состав Кормчей, были положения, которым в течение многих столетий следовали духовные власти: «Аще жидовин, христианина раба имый, и обрежет его, да отсекут ему голову; аще жидовин или агарянин дерзнет развратити от христианской веры христианина, главней повинен казни, иже сподобився святого крещения и еретичествует и еллинствует, конечной муце повинен есть»
Суровым и непримиримым гонителем еретиков был Иосиф Волоцкий, игумен Волоколамского монастыря, который повинен в десятках смертей, был объявлен в 1591 году общерусским святым.
Московский митрополит Даниил, который стал во главе церкви после Иосифа, руководствовался в своих действиях словами Иоанна Златоуста, оправдывавшего казнь «по воле божьего человеколюбия», епископа Емесского Евсевия, учившего, что «убийство бога ради несть убийство», блаженного Федорита, говорившего, что и Моисей велел убивать лжепророков.
В борьбе с ересями пострадал и Максим Грек – он был осуждён церковным собором и сослан в Тверской Отрочь монастырь, где был заточен в каменный мешок.
Вообще, церковь воспитывала людей в непримиримой вражде и страхе к медицине: дескать все болезни посылаются богом за грехи, а знахари, лечившие народными средствами и травами объявлялись посланниками Сатаны. В основном ведьм и колдунов сажали в специально сооруженный сруб, обкладывали соломой и жгли; чуть позже им стали рубить головы, пытать.
Так, после подавления крестьянского восстания 1667-1671 гг. под предводительством Степана Разина по розыску новгородского митрополита Филарета была схвачена в городе Темникове активная участница восстания крестьянка Выездной слободы Арзамаса старица Алена. Митрополичий духовный приказ обвинил Алену в колдовстве и подверг пыткам. После окончания церковного суда Алену выдали усмирителю крестьянского восстания князю Ю. А. Долгорукому. По приказу царского палача Алена была сожжена в срубе как колдунья и чародейка. В 1672 г. в Астрахани при большом стечении народа сожгли Корнилу Семенова, у которого были найдены какие-то заговоры. Вскоре после этого в 1674 г. в Тотьме обвинили в «порче» женку Федосью; ее, конечно, сожгли. В 1676 г. в Сокольском сожгли в срубе пушкаря Панко Ломоносова и его женку Аноску вместе с кореньями и травами, которые те применяли для лечения.
Факты можно приводить очень долго, поэтому тех, кому интересно, отсылаю к книге Е. Грекулова «Православная инквизиция в России», 1964 г., по мотивам которой и было написано вышеизложенное. В ней же приведён список источников (для сомневающихся в правдивости вышесказанного): начиная с летописей и заканчивая книгами известных историков.
Таковы были деяния церкви. Сам собой напрашивается вопрос: если православная вера такая уж правильная, единственный путь к спасению, то что ж её таким кровавым путём насаждали? Почему церковь всё время укрепляла своё влияние насилием и кровью? Или наши предки были такими глупыми и тёмными, что не разглядели «истинного спасения»? Есть замечательная цитата из того же фильма «Русь изначальная» из разговора между христианским проповедником и русом:
Значит ты говоришь, коли я приму твою веру – меня возьмут в рай?
- Да, крестись и ты будешь спасен.
- А предки наши - матери, отцы, деды, что не знали веры твоей – они где, в раю?
- Нет, они в аду, горят вечным пламенем. Спешите же обратиться к истинной вере - никто не ведает своего часа. Сам бог говорит с вами через моё посредство. Спешите - иначе ад, огонь, и гибель всего вашего семени.
-Ты думай, чему учишь. Родичи мои честно жили, в чём же их вина?
- Я говорю о господнем гневе, любовной заботе о ваших душах, ты меня не понял.
Да, вот так мы всё всегда неправильно понимаем; католическая и православная церковь отрицает инквизицию – мол не было, не мы, мы тут не при чём. Ни один поп прямо не признается в инквизиции.
Однажды я услышала потрясающую фразу в ответ то, почему же православная вера такая правильная (естественно, от верующего христианина): «Потому что за неё много людей полегло. За неё люди умирали». Хм, добрый же однако православный бог, дающий заветы, которые пастыри могут не выполнять, убивающий своих рабов, созданных по образу и подобию своему, восхваляющий смерть («И устроил Ной жертвенник господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принёс во всесожжение на жертвеннике. И обонял господь приятное благоухание». Бытие 8:20).
Доброе, естественное и хорошее не насаждается насильно и кровью. Жить ради жизни или жить ради смерти – пусть каждый решает сам.
Слава Богам Русским!
Домовёнка, февраль 2008